Первая служба состоялась гораздо раньше! На Рождество 2005 года

26_.jpg

Однако Господь управил по-другому. Первая служба состоялась гораздо раньше! На Рождество 2005 года. А осенью 2004 года нас очень порадовал наш сосед — ОАО «ДНПП», изготовивший осенью 2004 года для храма купольный крест. Ну, а перед первой службой мы все очень волновались!

«Вот и дождались! Как и рассчитывали, Рождественская служба проходила в новом храме. Все так ждали этого момента, много о нем говорили, «не верили»: Но вечером в Рождественский сочельник мы все стояли в абсолютно чистом, новом и сияющем «большом» храме. За сутки до этого прихожане вывозили из него груды строительного мусора, мыли, чистили, убирали: просто удивительно, как это люди сумели справиться со всем этим?! Не иначе, незримо помогали ангельские силы!

Конечно, радостно было стоять в большом храме. Только немного непривычно. Было какое-то ощущение новой квартиры: И уж, конечно, никто из нас не ожидал, что так жалко будет деревянный малютку храм! Все эти годы он стоял на Рождество, подобно имениннику — весь в огоньках и гирляндах. И вот теперь, впервые за много лет не светились лампады и свечи в окошках, сиротливо он выглядел рядом с «соседом». Как, оказывается, странно, что к зданию, пусть даже Божиему храму, можно испытывать совершенно такие же чувства, как человеку!

Однако погрустили, и ладно! Все-таки то, что в храме, строительство которое было начато всего лишь три года назад, уже служат — не просто радостное событие. Есть мнение, что это настоящее чудо. И, думаю, мы с этим мнением согласимся. Удивительно было и то, что в Рождественскую ночь мы все точно так же, как и раньше с большим трудом поднимали руку, чтобы перекреститься, потому что — народу-у-у! Батюшка сказал потом, что триста человек было. Эдак, можно храм и на пятьсот построить, и все равно едва войдем! Но ведь это же здорово!»

 

Е. Грек «Вестник» №1 2005 г.

Первая Пасха!

Безусловно, рассказывая о нашей истории, необходимо упомянуть и «первую» в новом Преображенском храме Пасху. Но перед этим скажем несколько слов о том, как мы к ней готовились.


«Минувшей Страстной седмицей прихожане имели радость видеть в большом храме новую плащаницу, которая неизвестно откуда появилась. Вид святыня имела весьма свежий и, в тоже время, старинный и солидный. Вся она расшита великолепными и очень сложными золотыми узорами. Вышивка безупречна. На высоком профессиональном уровне выполнен и образ Спасителя. Думаем, все кому довелось приложиться к Плащанице, испытали чувство благоговения, поскольку строгая ее красота подчеркивала торжественность момента. Желая узнать, откуда взялась в храме столь прекрасная и дорогая (как в духовном, так и в материальном смысле) святыня, мы обратились к людям, имевшим к появлению Плащаницы непосредственное отношение.

Рассказывает Надежда Царева: «Батюшка купил ее где-то на развале и благословил нас на реставрацию. Но, Боже мой, в каком виде мы ее получили! Вся в дырах и прорехах, исстрадавшаяся, с распавшейся надвое подкладкой: XIX век все-таки — ни много, ни мало! К ней и подойти-то было страшно. Разве мы могли предположить, что эта истерзанная тряпка снова послужит Господу?! Где ее хранили? Наверное, в подвале. Затхлая, сырая, вся источенная жучком. Одним словом, мы были в растерянности и не знали с чего начинать? Плащаница «поселилась» временно у Ольги Александровны. И та, целыми днями вычищала из нее жучка. Его, наверное, целая тонна набралась. Потом Ольга Александровна поехала в Псков и там, в одном из храмов обнаружила Плащаницу — родную сестру нашей. Вот удача! Ее сфотографировали, и нам стало хотя бы ясно, как Плащаница должна выглядеть в нормальном состоянии.

Для начала святыню нужно было, как следует вычистить. Засаленная, залитая воском, она являла собой чудовищное зрелище. С января мы ее мыли и чистили спиртом. Когда ткань просохла, она утратила запах затхлости: Это нас обрадовало. Но тут появилась новая угроза — материал начал пересыхать. Приходилось его увлажнять, отпаривать, выводить утюгом восковые пятна. Когда ткань, наконец, привели в порядок, Ольга Александровна принялась ее штопать. Этим увлекательным делом она по двенадцать часов в день занималась! И когда со штопкой и латанием дыр было покончено, Плащаницу проклеили клеевой прокладкой. А выстиранная неутомимой Ольгой Александровной бахрома стала не только чистой, но и запахла ладаном.

Теперь можно было приступать непосредственно к реставрации. Мы купили книги по золотому шитью и вышивке жемчугом и: дальше-то что? В жизни никогда этого не делали! Мы же не реставраторы. Золотое шитье на плащанице было утрачено полностью. Для начала мы подобрали в церковной лавке золотые нитки и принялись вышивать. На этом этапе к процессу вплотную подключилась Лариса Осиевна. Она объясняла, как делать нимб, как должна выглядеть та, или иная деталь, но, главное, Лариса Осиевна написала Спасителя. А буквы достались ее ученице Кате.

С реставрацией было связано множество покупок. Нужны были дорогие нитки, специальные кисти для письма, краски, хрусталь для нимба, жемчуг и многое другое. И вот что удивительно! Стоило нам только собраться за какими-то нужными вещами, сокрушаясь о том, где бы денег добыть, как Господь нам тут же посылал необходимую сумму. Через наших дорогих прихожан, разумеется. Люди на все отзывались! Давали деньги, предлагали свою помощь: так, например, одна девочка принесла большущую связку отличного круглого жемчуга со словами: «Пусть Спасителю будет!». Я прибежала с этим подарком и говорю: «Девчонки! Ура! У нас есть превосходный жемчуг!». А, когда мы совсем зашивались и поняли, что не успеваем, то пришла Лена Егорова и стала нам помогать. Она специально училась всем этим премудростям, поэтому работала профессионально и очень много сделала. Но, что самое замечательное, Господь посылал помощь именно в самое нужное время. И, наверное, от этого она была втройне очевидна»...

 

Е. Грек «Вестник» №6 2005 г.

Итак, наступила самая долгожданная ночь в году!

«Народ стоял, как всегда по великим праздникам, самый разный. Были люди «случайные» (хотя, если человек в такую ночь пришел в храм, какой же он случайный?!). Но все были такие сплоченные, предупредительные, пропускали друг друга вперед, кивали радостно, передавали свечи, словом, каждый был так счастлив, что хотел немножко и с другими поделиться. Такая уж ночь!

И вот служба началась. Сначала грустно, сдержанно, потом засобирались на крестный ход. А вышли — какая ночь! Тепло, тихо. И, несмотря, на то, что ходили не как раньше, вокруг храма Спорительницы Хлебов, а по улице, «дальним маршрутом», по Циолковского и через сквер, круг все-таки замкнулся! По-моему, символично. Круг — символ жизни. Но главное, нас было много. Ну, разве это не чудо, что в центре нашего города, торжественной и самой прекрасной ночью в году идет поток людей — не разобщенных, не разделенных своими проблемами, а собранных воедино великой радостью Воскресения. А лет семь-десять назад это место спало в Пасхальную ночь сном праведника. Но пора пробуждения, действительно, наступила!

И вот раздались первые возгласы: Христос Воскресе! Ох, как мы все обрадовались, хотя, в принципе никто не удивился. Люди закричали: Воистину Воскресе! А по дороге обратно в храм все уже целовались и поздравляли друг друга. И служба полетела очень быстро. Увы, так всегда в Пасхальную ночь! Не успеешь оглянуться: Наконец наступил самый долгожданный момент — Причастия Святых Таин. Почти весь храм причащался, и это казалось таким естественным, таким правильным — каждый хотел быть сегодня вместе с Ним, воскресшим Христом»

Е. Грек «Вестник» №6 2005 г.

Водружение на колокольню большого колокола


 

Еще одним ярким событием в нашей жизни стало водружение на колокольню в июле 2005 года большого колокола. Праздник у нас получился двойной потому, что пришелся на день памяти преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, ведь именно в их честь освящен нижний предел храма.

«18 июля 2005 года в храме Преображения Господня был поднят на звонницу первый большой колокол, украшенный иконами Казанской Божией Матери, Святителя Николая Мирликийского, архангела Михаила и мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Колокол отлит уральскими мастерами, его вес составил более чем полтонны. Мы очень рады, что в храме появился колокол! Пусть голос его звучит над городом, зовет людей к Богу, ведет ко спасению, отгоняет от Долгопрудного зло и несчастья!»

Е. Грек «Вестник» №7 2005 г.


Первая в нашей истории служба в верхнем приделе

Не раз мы праздновали Преображение, и каждый год что-то менялось, появлялось новое — расширялась «деревянная часовенка» (так в народе почему-то именовали храм Спорительницы Хлебов), закладывался фундамент каменного Преображенского храма: а вот уже и стены готовы, появились купол, крест, колокола на звоннице: Наконец, мы служим в нижнем приделе! А завтра — праздник.


И что же увидели прихожане вечером в четверг? Знакомые таблички «Вход в храм» почему-то переставлены... Интересно! Надо идти не в нижний придел, как обычно, а по лестнице, ведущей на второй этаж. Да неужели?!.. Именно так! 18 августа 2005 года состоялась первая в нашей истории служба в верхнем приделе храма Преображения Господня. У всех, кто заходил, были такие радостные и удивленные лица. В глазах вопрос: это правда?! И в них же ответ: не может быть! Однако не сон ведь это. Вот он, верхний предел — «неземная красота, высокие белоснежные стены, уходящие под купол и море света. Точнее не скажешь». И во всем чувствуется радость, праздник. Сначала показалось, что все идеально. Необыкновенно гармонично, просторно и в то же время уютно. На солее стоят две прекрасные иконы — наша любимая Тихвинская Божия Матерь и совершенно новая, подаренная храму к престольной службе, икона Преображения. И только потом обращаешь внимание на то, что нет икон на стенах, некоторые окна без стекол, пол еще цементный и повсюду гуляет веселый свежий ветер! Замечаешь и думаешь: «Странно все-таки. Обычно это первое, что бросается в глаза. А тут совсем нет ощущения незаконченности. Все хорошо». А почему так? Думаю, на этот вопрос ответил настоятель в праздничной проповеди: «По своей любви к нам Господь сотворил для нас это чудо, дал нам этот храм». И эта любовь чувствуется во всем, ей прямо все пропитано. Словами такие вещи не объяснишь, их надо почувствовать! И почувствовали, наверное, все, так очевиден и ясен был Божий промысел. А тем, кто потрудился во славу Божию и для нас грешных — строил, мыл, чистил, приносил подсвечники, украшал храм цветами, что-то налаживал, доделывал, обустраивал — гигантское спасибо и земной поклон. Необыкновенное впечатление произвело пение хора. Батюшка назвал его ангельским. А мы все очень радовались, что поют теперь наверху, на хорах, как и положено в больших храмах. Это, конечно, мудрый подход. Во-первых, сверху звук лучше распространяется, он как бы плывет над прихожанами. А, во-вторых, и правда, не совсем понятно, кто там поет-то наверху? Может и впрямь бесплотные ангельские силы?


«Праздничная служба прошла на одном дыхании». Боже мой, сколько раз мы писали эту фразу! Но, что же делать, если это действительно так? Пролетают самые долгожданные службы всегда стремительно — не успеешь оглянуться: А потом был молебен и крестный ход, тоже необыкновенно радостный, живописный — народ поднимал свои корзинки, тарелки и подносы с «плодами земными», норовя «поймать» святой воды на яблоки, виноград, персики и даже помидоры. А батюшка воды не жалел! Народу было много, но не обидели никого. А у креста Ваня Слобжин раздавал освященные яблоки от имени Главы города. Всем досталось. Даже самому Олегу Ивановичу, пришедшему поздравить настоятеля с чудесным белоснежным букетом — Преображенским! Вообще обстановка была совершенно неофициальная, уютно было, хорошо и радостно. И вдруг возникло чувство, что мы все не то, чтобы одна семья, мы один организм, одна душа с общей радостью, с общей болью. Собственно, ничего удивительного в этом нет: Церковь, как известно, тело Господа. А мы все — в ней! И причащаемся из одной Чаши. И если каждый из нас в этот момент в Боге и с Богом, то значит, и друг с другом тоже. И так по всей стране, по всему миру! Ничего себе открытие, братья и сестры... С Преображением вас!

Е. Грек «Вестник» №9 2005 г.
 

Что же было потом?

Рождественским постом стало окончательно ясно, что планам, связанным со «сдачей верхнего храма в эксплуатацию в срок» суждено осуществиться. Но перед самым Рождеством нас ждало еще одно радостное и уж, конечно, символичное событие — на главный купол храма Преображения Господня был поднят новый позолоченный крест. 4-ого января мы пришли на службу, а он скромно стоит в притворе — огромный, сияющий и, как замерзший прихожанин, укутанный «с головы до ног».


А потом уже, после службы, о. благочинный и батюшка купольный крест освятили, мы все к нему приложились (уникальный случай в жизни человека!), и рабочие принялись поднимать святыню краном. Мы притоптывали и приплясывали на морозе, дули в варежки и ждали.


Вскоре, после традиционных «майна-вира», крест медленно и плавно поплыл в воздухе. Это было так красиво! Казалось, что крест парит над городом и благословляет его. Потом два храбрых медника закрепили символ нашего спасения на куполе, и храм преобразился. В очередной раз. Теперь кажется, что он улыбается: То есть как-то особенно приветливо и нарядно выглядит из-за этого сверкающего золотом креста. А на Рождественскую службу мы, как и предполагалось, пришли на второй этаж. Красота! Конечно, мы уже видели великолепный белый храм летом, но тогда повсюду еще сквозили недоделки: А теперь — ну как же хорошо! Храм — просторен (большой плюс для растущего прихода!), светел и, в то же время, строг (что настраивает на молитвенный лад) и при всем этом удивительно уютен! Замечательный все-таки проект! Редчайший для наших мест. Московские храмы, как правило, приземисты, невелики и многоглавы. Низкие своды и арки делают их похожими на теремки и создают впечатление чего-то домашнего и родного. Не таков храм Преображения! Высокие стены, колонны словно отрывают душу от пола, от земли. Кажется, что все вокруг устремлено вверх, и ты устремляешься тоже.


Вот западные храмы, которые тоже очень высокие (подняв голову и потолка-то сразу не увидишь!) почему-то выглядят скорее мрачными, чем торжественными, а у нас, наоборот, на душе становится светло и радостно. Наверное, еще и из-за белого цвета. Одним словом, храм и снаружи, и изнутри — само совершенство. Четкость линий, воздушность и одновременно уверенность формы дают право на столь смелое утверждение. Кто-то сказал, что новый Долгопрудненский храм станет жемчужиной Подмосковья, и, скорее всего, оказался прав. Посмотрите на здание храма беспристрастно. Не как прихожане, которые «строили, строили и, наконец, построили», а как любители архитектуры, что ли. Какое будет впечатление? Потрясающее!»

26 февраля 2006 г., в Неделю о Страшном суде, после Божественной литургии в храме вновь был совершен чин освящения Креста. Настоятель храма о. Андрей освятил второй крест, который после освящения был поднят на звонницу храма Преображения Господня. Оба креста — и главный, купольный, и крест на звонницу были изготовлены на градообразующем предприятии ОАО ДНПП.

Е. Грек «Вестник» №2 2006 г.

Рождество. 2005г.